“Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти
Пока патриотические силы боролись с сетями “западной диссидентуры” на улицах и в интернете, оказывается, в самом Кремле шел лихорадочный процесс перестройки Правительства Российской Федерации по тем же западным лекалам для будущего премьер-министра. “Открытое правительство” – это способ легализации прозападных экспертов и НПО и официального включения их в процесс принятия политических решений. В добавок к этому, Россия планирует вступить в международное партнерство “Открытое правительство”, разработанное советом по национальной безопасности США, которое превращает само российское правительство в механизм для реализации западных интересов в стране и фиксирует частичную потерю суверенитета.
“Открытое общество” Джорджа Сороса было выставлено из страны, “Открытая Россия” Михаила Ходорковского прекратила свое существование после отбытия основателя в места лишения свободы – но теперь они отомщены с избытком: сегодня сам президент Медведев создает “Открытое правительство”. “Открытый” на вашингтонском языке значит открытый для американского влияния. Кроме того, Россия планирует присоединиться к так называемому Международному партнерству «Открытое правительство» на ближайшем заседании этой организации 16-18 апреля в Бразилии.
Фото: На расширенном заседании рабочей группы по подготовке предложений по формированию в России системы «Открытое правительство». 14 марта 2012 года Сколково. Источник: пресс-служба АП
«Я единственное, в чем хотел бы разобраться все-таки – нам как к этой инициативе присоединяться, там какой-то сложный механизм или достаточно просто поручения президента?» – спрашивал президент Медведев у Михаила Маргелова на встрече со своими сторонниками 6 февраля 2012 г. Маргелов ответил, что достаточно поручения, по которому в организацию будет направлено письмо за подписью главы МИД или его заместителя. «Более того, наш посол в Вашингтоне потом все это дело выполнит, как только будет указание», – добавил сенатор. «Ладно, давайте займемся этим», – сказал Медведев (1).
Президенту стоило бы разобраться не только в процедуре присоединения, но и в сущности Международного партнерства «Открытое правительство», известного также как “Американо-бразильская инициатива”. Согласно первоисточнику – сайту Open Government Partnership и соответствующей странице на сайте государственного департамента США(2) , Партнерство “Открытое правительство” (ПОП) – это “новая международная инициатива, которая ставит целью заручиться конкретными обязательствами правительств по продвижению прозрачности, наделением полномочиями граждан, борьбе с коррупцией и использованием новых технологий для улучшения госуправления”. В третьем предложении ситуация проясняется: “ПОП – это механизм для продвижения целей президента Обамы и госсекретаря Клинтон, состоящих в укреплении демократии и прав человека, борьбе с коррупцией, использовании технологий и инноваций для преображения госуправления в XXI веке”.
Что касается процесса вступления в ПОП, Маргелов утаил главное. Помимо поручения президента, государство должно выполнить три начальных условия: 1). подписать Декларацию открытого правительства – международный юридически обязывающий акт; 2). представить конкретный план действий по реализации целей ПОП, разработанный при активном участии общественности своей страны, государств-членов инициативы и Международного руководящего комитета ПОП под председательством США и Бразилии; 3). взять на себя обязательство подчиняться независимой проверке результатов планируемых мер.
Все обязательства, которые возьмет на себя правительство, “должны отвечать четырем принципам открытого правительства:
1. Прозрачность: информация о решениях и деятельности правительства открыта, всеобъемлюща, свободно доступна для общественности и соответствует стандартам открытой информации.
2. Участие граждан: правительство стремится мобилизовать граждан для участия в общественном обсуждении.
3. Подотчетность: внедряются правила, нормы и механизмы, обязывающие чиновников объяснять свои действия, выполнять требования, исправлять критикуемые недостатки и признавать ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
4. Технология и инновации: правительство принимает важность предоставления гражданам открытого доступа к технологиям и повышения способности граждан использовать технологии”.
В процессе реализации плана, правительство помимо ежегодного отчета, подготовленного самостоятельно, будет подвергаться “независимой оценке высокоавторитетными экспертами” страны. Партнерство также предоставляет членам “механизм связей” (networking) – “подготовленную сеть правительственных и неправительственных консультантов с большим опытом решения проблем”.
В госдепартаменте США инициативу ПОП ведет заместитель госсекретаря по гражданской безопасности, демократии и правам человека Мария Отеро (Maria Otero) – “продвижение демократии” это ее зона ответственности. Автором концепции “открытого правительства” считается Саманта Пауер (Samantha Power) – специальный помощник президента Обамы и глава управления многосторонних отношений и прав человека в совете по национальной безопасности США. Пауэр заслужила репутацию “гуманитарного ястреба”: она поборник военных вмешательств по гуманитарным причинам как “моральной обязанности Америки” и считается одним из главных лоббистов военного вмешательства в Ливию.
Вашингтон применяет в этом вопросе хорошо отработанную тактику: используя реально существующую проблему – такую, как коррупция, создает истерию в обществе и под предлогом борьбы с ней внедряется в государство-мишень. Так теракты 11 сентября 2001 года послужили поводом для развязывания “глобальной войны с терроризмом” и обеспечения массированного военного присутствия США от Средней Азии до Африки. Так под предлогом “борьбы с наркотиками” Соединенные Штаты зашли в Центральную Америку и Среднюю Азию: для “содействия” государствам, которые “не могут справиться с проблемой самостоятельно”. Еще один тактический прием – призвать Бразилию в сопредседатели ПОП, чтобы хотя бы фиговым листком прикрыть истинного организатора.
Даже рупор англо-саксонской системы журнал “The Economist” относится к инициативе со скептицизмом и замечает, что государства ПОП подчиняют себя внешнему контролю, а внешняя критическая оценка будет ставить правительства в неудобное положение. А когда на брифинге по “Открытому правительству” журналистов попросили не разглашать имена спикеров, а обозначить их как “чиновник госдепартамента №1” и “чиновник госдепартамента №2”, это вызвало шквал насмешек над американским проектом “открытости” . Стоит помнить также, чего стоила попытка “открыть”(3) американское правительство рядовому Мэннингу, передавшему файлы Викиликс – пыток на допросах и вероятного пожизненного заключения.
В России главными промоутерами вступления в ПОП является, помимо Михаила Маргелова, недавно успешно сдавшего Ливию, помощник президента Аркадий Дворкович и советник президента Михаил Абызов, занимающий 76-ю строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России 2011. Именно Абызов был инициатором создания и координатором общественного комитета сторонников Медведева; своей основной целью он называет разработку программы «большого правительства»(4). В 1998 году Абызов стал самым молодым и жестким заместителем Чубайса в РАО «ЕЭС России» и вместе с боссом занимался расчленением энергетической системы России. В условиях, когда Чубайс по длинному ряду объективных причин не может занимать в государстве политических постов, его агрессивные питомцы служат отличными суррогатами. В одном из недавних интервью на вопрос, переживал ли он распад Советского Союза и развал страны, Чубайс с усмешкой отвечал: «Знаете, я никогда не считал Туркмению своей родиной». Маловероятно, что Чубайс считает своей родиной Татарстан или Мордовию. Другой партнер Абызова Альфред Кох мечтает о превращении России «в десяток маленьких государств» и считает достаточным население в 40 миллионов человек. Каким образом Абызов, при его партнерах и ценностях, попал в советники президента?
Фото: Михаил Абызов и Анатолий Чубайс на конференции «Технологические биржи России и Запада» 22 марта 2012 года, проходившей в центре Digital October, который принадлежит Абызову, основному владельцу группы Ru-Com. Источник: FinParty.
Примечателен процесс ввода и реализации идеи “открытого правительства” в России, и связанная с этим игра с терминами. Впервые международную инициативу обнародовала Хилари Клинтон 12 июля 2011 г. в Вашингтоне; затем ПОП был официально презентован президентом Обамой в рамках Генеральной ассамблеи ООН 21 сентября 2011 г. Три недели спустя 15 октября 2011 г. в Москве, определившийся со следующим местом работы президент Медведев представил “большое”, или “расширенное”, правительство. Однако, 8 февраля текущего года президент подписывает указ о рабочей группе по формированию в России системы уже «открытого правительства», где седьмым пунктом значится: “Рабочей группе в своей деятельности учитывать предложения международной инициативы – партнерства “Открытое правительство”“(5). Ситуацию прояснил Маргелов еще 5 февраля: “Президентский проект «Большое правительство» – это ни что иное как «Открытое правительство»“(6). Распоряжением от 17 февраля координаторами действий назначены советник президента Абызов М.А. и помощник президента Дворкович А.В.(7) .
Российское “открытое правительство” формируется в панической спешке; так же стремительно принимаются законопроекты по регистрации партий и выборам губернаторов, и проводится решение об открытии военного объекта НАТО в Ульяновске. Либерально-вашингтонское лобби стремится все успеть до 7 мая: необходимо не только расставить людей по постам, но и принять законы, заложить институты и механизмы, которые сделают изменения по возможности необратимыми (в то время как человека достаточно уволить).
В чем состоит истинный смысл создания в России “открытого правительства” и вступления в американское партнерство?
Создание мощного механизма для реализации прозападной политики. В концепции “открытого правительства” сводятся воедино три ключевых инструмента/ресурса подрывной работы: прозападное экспертное сообщество, прозападное гражданское общество и либеральная группировка в руководстве России. “Свои” эксперты вносят в “открытое правительство” политические разработки и стратегии; либеральное ядро в Белом доме их реализует; доверенные НПО следят, чтобы нужная политика воплощалась возможно полнее – если этого не происходит, ставят низкие “оценки”, поднимают шум внутри страны и за рубежом. Во всем процессе участвует российский капитал, ориентированный на Запад. Как говорит Маргелов, “нашей группе предстоит предложить такие инструменты, чтобы эта публичная сфера неизбежно создавала атмосферу контроля”(8). Таким образом, прозападные НПО получают возможность вертеть правительством России, как хвост собакой.
Методология “цветной революции” внутри правительства. Международное партнерство дает прозападным либералам возможность выстроить огромную сеть контактов во всем мире. Точно так же, как лидеры “цветных революций” регулярно собирались для обмена опытом и получения указаний из вашингтонского центра, так и члены “открытых правительств” из всех стран будут перенимать друг у друга наиболее эффективные методы реализации своих целей. “Цветная революция” не сработала на улицах – теперь ее делают в коридорах российской власти.
Частичная потеря суверенитета. Журнал “The Economist” прав: когда приоритеты и методы деятельности национального правительства определяются некой “международной инициативой”, разработанной в совете по национальной безопасности США, то речь идет о частичной потере суверенитета государств. Более того, на “открытом правительстве” дело не остановится – втягивание России в положение сателлита продолжится поступательным образом, как всегда это делают США. Возможно, американское “открытое правительство” задумывается как первый шаг к официальному мировому правительству, которое прорисуется уже в среднесрочной перспективе.
Способ проведения деструктивных для России реформ. Либеральное ядро власти вместе с Вашингтоном жестко склоняют Россию к проведению выгодных им реформ. Дальнейшая приватизация, в частности, еще глубже “откроет” российскую экономику для выкачивания средств и ресурсов и лишит федеральный бюджет регулярных поступлений (последнее было одним из рычагов развала СССР, когда республики перестали направлять средства в центр). Эксперты открытого правительства уже предложили принять план по сокращению присутствия государства в экономике, а Медведев поручил составить «дорожные карты» дерегулирования экономики. Возвращаемся в 1990-е разрушать экономику по Тэтчер и Рейгану? Прозападные эксперты и НПО будут незаменимы в деле урезания социального государства и проведения пенсионной реформы: тогда митинги за “честные выборы” покажутся разминкой.
Признание в собственной несостоятельности. Почему для борьбы с коррупцией в России требуется участие США? Вступая в ПОП, российское правительство расписывается в своей несостоятельности и неспособности решать текущие проблемы. В чьих интересах будет вестись борьба против коррупции? Если “открытое правительство” облекает НПО такой властью, кто будет “назначать” “коррупционеров” – Навальный? Чубайс? Борьба с коррупцией, которая координируется Вашингтоном и его наместниками в России – это 1) способ провести политические чистки оппонентов-патриотов, 2) показная борьба ради получения “хороших оценок” от США и самопиара, 3) саботаж реальной борьбы с коррупцией, которую Россия должна вести системно и глубоко.
И это, возможно, не все – вашингтонская терминология очень обманчива. Ливийцам сказали, что введут “бесполетную зону” для их собственной защиты – однако, оказалось совсем по-другому. Когда США идут вам “помогать” – готовьтесь к худшему сценарию. Чтобы потом не разводить руками: “мы же не знали, что так будет”.
Таким образом, “расширенное правительство” Медведева с самого начала было “открытым правительством”, разработанным в совете по национальной безопасности США и ловко проведенным в Россию по каналам провашингтонского лобби. Вступление России в американский ПОП – вопрос суверенитета государства – не обсуждалось ни в Думе, ни в Совете Федерации, ни в Общественной палате, а было решено небольшой группой антироссийских лоббистов. “Открытое правительство” с легализованными в нем “высокоавторитетными экспертами” при необходимости может парализовать государственное управление России. Ситуация до боли похожа на римейк приглашения варягов на Русь “Придите княжить и владеть нами” – ровно 1 150 лет спустя (первый раз в 862 году).
От “Культурной инициативы”, запущенной Соросом в 1988 году, до Американо-бразильской инициативы “Открытое правительство” – поток инициатив, направленных на развал СССР/России не ослабевает. И точно так же, как четверть века назад, реализуют их отдельные члены высшего руководства страны.