Перейти к содержанию
Форум Челябинских Автомобилистов

Верховный Суд: за ДТП из-за ям должны отвечать дорожники


ssp

Рекомендуемые сообщения

Верховный Суд России считает, что за аварии, которые произошли из-за плохих дорог, должны нести ответственность дорожники – это сказано в последнем обзоре судебной практики за третий квартал 2011 года.

 

Верховный Суд дал разъяснение судам низших инстанций о том, что доводы в стиле «водитель должен ехать с такой скоростью, чтобы имелась возможность вовремя обнаружить выбоины, представляющие опасность для движения» и принять меры «вплоть до остановки» не могут являться доказательством невиновности представителей дорожных организаций. Особенно в тех случаях, когда на дороге нет знаков, предупреждающих о плохой дороге.

 

Также Верховный Суд подчеркивает, что, согласно Госстандарту, ямы на дорогах не могут быть по длине больше 15 см, по ширине 60 см, а по глубине 5 см. Суды низших инстанций обязаны помнить об этом при рассмотрении подобных дел. И если выбоины больше, то в этом случае ответственность за ДТП ложится на представителей дорожных служб.

http://auto.mail.ru/article.html?id=35965

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Причем тут Путин?

Верховный Суд - это компетенция Лебедева.

Читайте Постановление в оригинале, а не слушайте желтоватую прессу.

 

http://supcourt.ru/images/content/obzor/11-03.doc

 

41. Дорога по ГОСТ

 

ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы»:

 

3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по дли-не 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

 

3.1.10. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

 

3.1.11. Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка бо-лее 3,0 см.

 

3.1.12. … Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 ч.

 

3.1.13. Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.

 

На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (на-стиле) не должна быть более 4,0 см.

 

3.2.1. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

 

Ограждение опасного участка дороги производится согласно «Инструкции по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» ВСН 37-84. В частности, сигнальные фонари на ограждении в населенном пункте обязательны – п.2.5.

 

42. ДТП из-за плохого состояния дорог

 

«Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что каждое пятое ДТП происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог», – РГ, Столичный выпуск №5441 от 29.03.2011 г.

 

Если автомобиль получил повреждения из-за плохого состояния дороги, следует оставаться на месте, поискать свидетелей, сфотографировать или заснять на видео обстановку и вызвать ГИБДД, которое зафиксирует факт ДТП. В протоколе помимо тщательно переписанных повреждений должна быть запись, что они стали следствием плохого состояния проезжей части. На схеме ДТП кроме обозначения самих дефектов дорожного покрытия должны быть указаны и их размеры. Иначе в последствие не возможно будет установить причинно-следственную связь между состоянием доро-ги и ДТП.

 

Согласно п.1.4 «Правил учета и анализа ДТП» при такой аварии в осмотре места происшест-вия должны участвовать работники эксплуатирующей дорогу организации, либо такой осмотр должен быть проведен в течение суток. При этом составляется «Акт обследования дорожных условий в мес-те совершения ДТП». Водитель должен настаивать на выполнении требований этого пункта. Попутно устанавливается название и адрес организации. Если акт составлен без привлечения работников эксплуатирующей дорогу конторы, то установить ее название и адрес проще всего все в том же ГАИ – в службе ДИиОД.

 

При оформлении дела крайне желательно подать ходатайство о привлечении организации, отвечающей за эксплуатацию данного участка дороги, к административной ответственности по ст.12.34 КоАП.

 

Для возмещения ущерба вначале следует обратиться в независимое бюро по оценке ущерба и получить заключение о стоимости ремонта. С документов из ГИБДД и бюро снимаются копии, к ним прикладывается досудебная претензия о возмещении ущерба, которая подается в приемную органи-зации, отвечающей за этот участок дороги. На вашей копии претензии ставится входящий номер. Ес-ли вас пригласят к руководителю, то какие бы слова он не говорил, заостряйте внимание на пись-менном ответе или выплате денег. Не давайте возможности затянуть дело. По получении отрица-тельного ответа – в суд.

 

В глобальном большинстве случаев собственник дороги – муниципалитет или администрация субъекта РФ. Если при рассмотрении иска в суде будет установлено, что на данный участок дороги было выделено недостаточно средств, то собственника дороги следует привлечь в качестве соответ-чика, т.к. согласно ст.1068 ГК он должен возместить вред, наступивший в результате его бездейст-вия.

 

Вред в результате бездействия имеет место со стороны местных властей, если дорога оказа-лась «ничейной» - ст.15 закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности». В этом слу-чае сначала через суд бездействие признается незаконным, с одновременным вынесением решения о постановке дороги на соответствующий баланс, а уж затем с нового собственника взыскивается ущерб.

 

43. ДТП из-за плохого состояния дорог и п.10.1 ПДД

 

Водителю при ДТП из-за плохого состояния дороги, как правило, ставят в вину нарушение п.10.1 ПДД – см.Видимость знаков и п.10.1 ПДД, которым водителю предписано:

 

1. Не превышать установленного ограничения скорости.

 

2. При выборе скорости учитывать дорожные и метеорологические условия, в частности ви-димость в направлении движения.

 

3. Двигаться со скоростью, которая обеспечит возможность постоянного контроля за движе-нием транспортного средства для выполнения требований Правил.

 

4. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

 

Подробно по каждому пункту:

 

1. Дорогу инспектирует как служба ДИиОД в составе ГИБДД, так и дорожники. Если какие-либо знаки, указывающие на повреждение дороги, отсутствуют, то водителю передается информа-ция: езжай спокойно – впереди все отлично – ст.13, 14, 24 закона «О БДД». И водитель полностью выполняет требования п.10.1 ПДД, двигаясь, например, вне населенного пункта по сухой дороге в ясную погоду со скоростью 90 км/ч.

 

«Знак 1.16 «Неровная дорога» устанавливают перед участками дорог, имеющими поврежде-ния покрытия (выбоины, неплавное сопряжение подходов с мостовыми сооружениями, волнистость и т.п.), затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной ПДД скоростью», – ГОСТ 52289-2004. Т.е. сам по себе этот знак не требует снижения скорости.

 

Если у ямы стоял знак «Ограничение максимальной скорости», то рассуждения о нарушении п.10.1 ПДД могут иметь место, если будет установлено, что водитель превысил указанную на знаке скорость. В этом смысле, задача инспектора – оформить ДТП, если КоАП предусматривает наказа-ние за действия водителя, то составить протокол. Если работник ГАИ при оформлении ДТП выносит определение об отказе в возбуждении административного дела, рассуждать о виновности или неви-новности водителя в нарушении п.10.1 ПДД он права не имеет – Постановление ВС 46-АД10-1 от 26.01.10 г.

 

Если со стороны водителя действительно имело место нарушение п.10.1 ПДД, то наличие ви-ны в действиях водителя ответственности с дорожников не снимает – п.13 «Основных положений по допуску». На основании ч.2 ст.1064 ГК и ч.2 ст.401 ГК, которые устанавливают презумпцию вины при-чинителя вреда, они должны будут доказать, что дорога отвечала требованиям ГОСТов. Если дока-зательства не представлены, то обязанность по содержанию дороги не выполнена, вина дорожников установлена, и платить им все равно придется, хотя сумма выплат и будет уменьшена с учетом вины водителя – ст.1083 ГК. Пример: постановление арбитражного суда Северо-западного округа от 13.03.2006 г. № А56-9865/2005.

 

Все вышесказанное относится и к таким явлениям как гололед и снег. Дорожники в таких си-туациях пытаются доказать, что природные явления относятся к обстоятельствам непреодолимой силы. Но в этом случае они обязаны будут доказать, что не имели никакой возможности ликвидиро-вать гололед или убрать снег с дороги.

 

Если автомобиль застрахован по КАСКО, и страховая отказывает в выплате после подобного ДТП, ссылаясь на нарушение ПДД, то не их дело, что и где нарушил водитель. Может он и превысил скорость, там, где дорожники возле ямы поставили знак «Ограничение максимальной скорости», но привлекает водителя к ответственности только государство, а в компетенцию страховой компании воспитание участников дорожного движения не входит.

 

2. Условия дорожные – совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непо-средственно влияющих на условия дорожного движения («Справочник дорожных терминов» под ре-дакцией д.т.н. проф. В.В.Ушакова ЭКЦ ЭКОН М.–2005). За всю совокупность ответственность несут дорожники.

 

В Приложении 2 «Правил учета и анализа ДТП» приведены «Характеристики дорожных усло-вий, сопутствующих возникновению ДТП». Они соответствуют повреждениям, упомянутым в гл.Дорога по ГОСТ. Если такие повреждения имеют место, то они объективно и постоянно, вне зави-симости от действий водителя способствуют ДТП, и не попадают в разряд «дорожных условий», упомянутых в п.10.1 ПДД. Сравнивать постоянную яму на дороге, с временным туманом глупо.

 

Относительно метеорологических условий, как и сказано в ПДД, необходимо выделить именно те, которые влияют на расстояние видимости. Про снег, гололед, грязь, образовавшуюся из пыли и дождя, – см.выше.

 

3. Где доказательства, что водитель не контролировал движение?

Остановочный путь состоит из пути за время реакции водителя, пути за время сработки тор-мозов и пути с установившимся замедлением. За время реакции водителя «железо» еще не начало работать – реагирует только водитель: увидел, осознал, снял ногу с педали «газа», выбрал свобод-ный ход педали тормоза. За время сработки тормозов тормозная система приводится в «боевую го-товность». Далее – торможение с установившимся замедлением.

 

Пункт 9.10 предписывает «соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортно-го средства, которая позволила бы избежать столкновения». Минимальная безопасная дистанция на сухой дороге в светлое время суток из вопроса 18 билета 33 известна – 2 сек. В комментариях под ред. ген.п-ка В.Кирьянова, рекомендованных НИЦ БДД, разъясняется, что она складывается из мак-симального времени реакции водителя (1,6 с) и максимального времени сработки тормозов (0,4 с). На скорости 90 км/ч за 1 секунду автомобиль проезжает 25 м, и безопасная дистанция – 50 м. Но на глаз сложно определить, есть ли 50 метров до впередиидущего или нет. А вот заметить рядом с до-рогой, например, камень, напротив которого оказался впередиидущий автомобиль, и отсчитать 2 се-кунды можно запросто, и не важно, какая у автомобиля скорость. Если автомобиль в течение этих 2 секунд доехал до камня, значит дистанция маленькая, и ее нужно увеличить.

 

Если впередиидущий водитель резко затормозил, то у водителя сзади запас по времени не менее 2-х секунд, которых хватит, чтобы избежать столкновения.

К чему такое длинное вступление? К тому, что остановочный путь для водителя со средним временем реакции на автомобиле со средним временем сработки тормозов всегда больше указан-ных двух секунд, и на той же скорости 90 км/ч на сухом асфальте составляет порядка 75 метров, т.е. 3 секунды. Если из-за впередиидущего грузовика «вынырнет» яма, то водителю легкового автомоби-ля от нее уже не увернуться. Другими словами, если за основу определения безопасной дистанции брать п.10.1 ПДД, то п.9.10 ПДД теряет всякий смысл, и правильный ответ в вопросе 18 билет 33 – 3 секунды.

 

Т.о., если водитель проинформирован, что все на дороге хорошо (какие-либо знаки отсутст-вуют), то ПДД от него требует только одно – в зависимости от скорости контролировать дистанцию до впередиидущего согласно п.9.10 ПДД.

 

4. Обнаружив опасность, водитель предпринял все меры к снижению скорости, о чем в част-ности, могут свидетельствовать следы торможения автомобиля, не оборудованного АБС. Может быть, эти меры и были недостаточны, но обязанность водитель выполнил. И прочитайте п.10.1 ПДД еще раз: водитель должен снижать скорость. Обязанность остановить транспортное средство в этом пункте отсутствует.

 

В п.1.2 ПДД дано определение «опасности для движения». Из определения следует, что не существует градации «маленькая опасность», «большая опасность» – опасность либо есть, либо ее нет. Если говорить о ямах, то, например, для пустого джипа яма может быть неопасной, а для груже-ной по максимуму легковушки встреча с той же ямой на той же скорости закончится ДТП. Водитель субъективно оценивает, является ли яма на дороге опасностью в данном конкретном случае, или нет, и насколько нужно снизить скорость, чтобы яма перестала представлять опасность. Причем оценивает в экстремальной ситуации, когда и опытный специалист не в состоянии оценить последст-вия контакта с препятствием. А вот обязанность дорожников и ДИиОД делать эту оценку объективно, с помощью технических средств с определенной периодичностью – ст.13, 14 закона «О БДД».

 

По приведенному выше ГОСТу 50597-93 ямка глубиной 4,9 см опасности не представляет и от водителя никаких действий не требуется, а ровно 5 см – опасность – снижай скорость. Сможет води-тель на глаз определить, где 4,9 см, а где 5 см? А кто может? Или должен?

 

Еще один риторический вопрос. Зачем нужен ГОСТ 50597-93, если, по мнению ГАИ, водитель должен ориентироваться только на п.10.1 ПДД и действовать на дороге исключительно на свой страх и риск?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я сам такие акты осмотра делал. ГИБДД и дорожников сильно пиннать надо чтоб они на обследование явились. А потом суд "ПО СЛОЖИВШЕЙСЯ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ" кладет на эту бумажку. Ну может после такого указания что и изменится. А пока хотелось бы услышать от форумчан кто из них подавал в суд и хоть что-то отсудил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а если на трассе налетел на глыбы из снега и допустим машина перевернулась то куда?

Пишу про ночь. Увернуться было не реально, т.к скорость превышала 120Км/ч

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а если на трассе налетел на глыбы из снега и допустим машина перевернулась то куда?

Пишу про ночь. Увернуться было не реально, т.к скорость превышала 120Км/ч

 

К своей совести и разуму. Если погода хреновая и покрытие на дороге такое, нафига 120 ставить?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если погода хреновая и покрытие на дороге такое, нафига 120 ставить?

 

погода клас, луна светит, снега нет, дорожное покрытие практически ровное, температура за бортом -20 с лишним. Свет только ближний, т.к встречка идет (чтоб не слепить). Скорость приличная. И вдруг на тебе - на дороге глыбы.

Реакция? Действия?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

погода клас, луна светит, снега нет, дорожное покрытие практически ровное, температура за бортом -20 с лишним. Свет только ближний, т.к встречка идет (чтоб не слепить). Скорость приличная. И вдруг на тебе - на дороге глыбы.

Реакция? Действия?

 

А как там ПДД велят?

 

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Изменено пользователем Norelatovedia
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как там ПДД велят?

 

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

 

если в зад тебе дышит аналогичное авто с такой же скоростью, это считается что движение происходит с интенсивностью движения?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

если в зад тебе дышит аналогичное авто с такой же скоростью, это считается что движение происходит с интенсивностью движения?

 

А тебе важно быть на дороге первым, да?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А тебе важно быть на дороге первым, да?

 

тут вопрос не про меня :)

я цел и не вредим. Хотя долю участия я в этом принял

тут конкретный случай. Ситуацию я описал

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"а если на трассе налетел на глыбы из снега и допустим машина перевернулась то куда?

Пишу про ночь. Увернуться было не реально, т.к скорость превышала 120Км/ч "

ГИБДД Челябинска требует проверять силами технадзора зимнее содержание автомобильных дорог. Руководствоваться ОДМ 218.0.000-2003 "Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог". Приложение №3. Короче двойка за содержание этого участка и дорожники виноваты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

а если на трассе налетел на глыбы из снега и допустим машина перевернулась то куда?

Пишу про ночь. Увернуться было не реально, т.к скорость превышала 120Км/ч

 

120кмч - самдурак ведь. По правилам 90.

Кинетическая энергия вдвое больше, чем при 90кмч.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ты часто правила выполняешь? ))))))))))))))

 

И я днём-то редко больше 90 езжу.

А зимой, да по ночам так и вообще 70-80.

 

У меня нет комплекса опоздуна. Я никуда не тороплюсь. ;-)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каждый день езъжу по М-5 Златоуст-Сатка.На дороге переодически попадаеться всякая хрень от фур.Самая проблема,это запаска с кранштейном,или домкрат и прочая херь если рундук на фуре открылся.На 105-ом и то не все объедешь,а мелкие машинки бампера колят,и спросить неского.Водитель фуры уехал,а дорожники еще не появлялись на участке.А гибдд пишет в протоколе не справился с управлением.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И я днём-то редко больше 90 езжу.

А зимой, да по ночам так и вообще 70-80.

 

я при медленной езде ночь засыпаю ваще. Это опасней чем скорость превысить

У меня нет комплекса опоздуна. Я никуда не тороплюсь. ;-)

 

у меня комплексов тоже нет, зато принципы есть :)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...