Перейти к содержанию
Форум Челябинских Автомобилистов

Теория разбитых окон


Рекомендуемые сообщения

Закрепленные сообщения

В 1980-х годах Нью-Йорк представлял собой адский ад. Там совершалось более 1 500 тяжких преступлений КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 6-7 убийств в сутки. Ночью по улицам ходить было опасно, а в метро рисковано ездить даже днем. Грабители и попрошайки в подземке были обычным делом. Грязные и сырые платформы едва освещались. В вагонах было холодно, под ногами валялся мусор, стены и потолок сплошь покрыты граффити.

Вот что рассказывали о нью-йоркской подземке:

«Выстояв бесконечную очередь за жетоном, я попытался опустить его в турникет, но обнаружил, что монетоприемник испорчен. Рядом стоял какой-то бродяга: поломав турникет, теперь он требовал, чтобы пассажиры отдавали жетоны лично ему. Один из его дружков наклонился к монетоприемнику и вытаскивал зубами застрявшие жетоны, покрывая все слюнями. Пассажиры были слишком напуганы, чтобы пререкаться с этими ребятами: «На, бери этот чертов жетон, какая мне разница!» Большинство людей миновали турникеты бесплатно. Это была транспортная версия дантова ада».

Город был в тисках самой свирепой эпидемии преступности в своей истории.

Но потом случилось необъяснимое. Достигнув пика к 1990-му году, преступность резко пошла на спад. За ближайшие годы количество убийств снизилось на 2/3, а число тяжких преступлений – наполовину. К концу десятилетия в метро совершалось уже на 75 % меньше преступлений, чем в начале. По какой-то причине десятки тысяч психов и гопников перестали нарушать закон.

Что произошло? Кто нажал волшебный стоп-кран и что это за кран?

Его название – «Теория разбитых окон».

 

 

Канадский социолог Малкольм Гладуэлл в книге «Переломный момент» рассказывает:

«Разбитые окна» — это детище криминалистов Уилсона и Келлинга. Они утверждали, что преступность — это неизбежный результат отсутствия порядка. Если окно разбито и не застеклено, то проходящие мимо решают, что всем наплевать и никто ни за что не отвечает. Вскоре будут разбиты и другие окна, и чувство безнаказанности распространится на всю улицу, посылая сигнал всей округе. Сигнал, призывающий к более серьезным преступлениям».

Гладуэлл занимается социальными эпидемиями. Он считает, что человек нарушает закон не только (и даже не столько) из-за плохой наследственности или неправильного воспитания. Огромное значение на него оказывает то, что он видит вокруг. Контекст.

Нидерландские социологи подтверждают эту мысль. Они провели серию любопытных экспериментов. Например, такой. С велосипедной стоянки возле магазина убрали урны и на рули велосипедов повесили рекламные листовки. Стали наблюдать – сколько народа бросит флаеры на асфальт, а сколько постесняется. Стена магазина, возле которого припаркованы велосипеды, была идеально чистой.

Листовки бросили на землю 33% велосипедистов.

Затем эксперимент повторили, предварительно размалевав стену бессодержательными рисунками.

Намусорили уже 69 % велосипедистов.

Но вернемся в Нью-Йорк в эпоху дикой преступности. В середине 1980-х в нью-йоркском метрополитене поменялось руководство. Новый директор Дэвид Ганн начал работу с… борьбы против граффити. Нельзя сказать, что вся городская общественность обрадовалась идее. «Парень, займись серьезными вопросами – техническими проблемами, пожарной безопасностью, преступностью… Не трать наши деньги на ерунду!» Но Ганн был настойчив:

«Граффити — это символ краха системы. Если начинать процесс перестройки организации, то первой должна стать победа над граффити. Не выиграв этой битвы, никакие реформы не состоятся. Мы готовы внедрить новые поезда стоимостью в 10 млн. долларов каждый, но если мы не защитим их от вандализма – известно, что получится. Они продержатся один день, а потом их изуродуют».

И Ганн дал команду ощищать вагоны. Маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый чертов вагон, каждый божий день. «Для нас это было как религиозное действо», — рассказывал он позже.

В конце маршрутов установили моечные пункты. Если вагон приходил с граффити на стенах, рисунки смывались во время разворота, в противном случае вагон вообще выводили из эксплуатации. Грязные вагоны, с которых еще не смыли граффити, ни в коем случае не смешивались с чистыми. Ганн доносил до вандалов четкое послание.

«У нас было депо в Гарлеме, где вагоны стояли ночью, – рассказывал он. – В первую же ночь явились тинейджеры и заляпали стены вагонов белой краской. На следующую ночь, когда краска высохла, они пришли и обвели контуры, а через сутки все это раскрашивали. То есть они трудились 3 ночи. Мы ждали, когда они закончат свою «работу». Потом мы взяли валики и все закрасили. Парни расстроились до слез, но все было закрашено снизу доверху. Это был наш мэссидж для них: «Хотите потратить 3 ночи на то, чтобы обезобразить поезд? Давайте. Но этого никто не увидит»…

В 1990-м году на должность начальника транспортной полиции был нанят Уильям Браттон. Вместо того, чтобы заняться серьезным делом – тяжкими преступлениями, он вплотную взялся за… безбилетников. Почему?

 

 

Новый начальник полиции верил – как и проблема граффити, огромное число «зайцев» могло быть сигналом, показателем отсутствия порядка. И это поощряло совершение более тяжких преступлений. В то время 170 тысяч пассажиров пробирались в метро бесплатно. Подростки просто перепрыгивали через турникеты или прорывались силой. И если 2 или 3 человека обманывали систему, окружающие (которые в иных обстоятельствах не стали бы нарушать закон) присоединялись к ним. Они решали, что если кто-то не платит, они тоже не будут. Проблема росла как снежный ком.

Что сделал Браттон? Он выставил возле турникетов по 10 переодетых полицейских. Они выхватывали «зайцев» по одному, надевали на них наручники и выстраивали в цепочку на платформе. Там безбилетники стояли, пока не завершалась «большая ловля». После этого их провожали в полицейский автобус, где обыскивали, снимали отпечатки пальцев и пробивали по базе данных. У многих при себе оказывалось оружие. У других обнаружились проблемы с законом.

«Для копов это стало настоящим Эльдорадо, – рассказывал Браттон. – Каждое задержание было похоже на пакет с поп-корном, в котором лежит сюрприз. Что за игрушка мне сейчас попадется? Пистолет? Нож? Есть разрешение? Ого, да за тобой убийство!.. Довольно быстро плохие парни поумнели, стали оставлять оружие дома и оплачивать проезд».

В 1994 году мэром Нью-Йорка избран Рудольф Джулиани. Он забрал Браттона из транспортного управления и назначил шефом полиции города. Кстати, в Википедии написано, что именно Джулиани впервые применил Теорию разбитых окон. Теперь мы знаем, что это не так. Тем не менее, заслуга мэра несомненна – он дал команду развить стратегию в масштабах всего Нью-Йорка.

Полиция заняла принципиально жесткую позицию по отношению к мелким правонарушителям. Арестовывала каждого, кто пьянствовал и буянил в общественных местах. Кто кидал пустые бутылки. Разрисовывал стены. Прыгал через турникеты, клянчил деньги у водителей за протирку стекол. Если кто-то мочился на улице, он отправлялся прямиком в тюрьму.

Уровень городской преступности стал резко падать – так же быстро, как в подземке. Начальник полиции Браттон и мэр Джулиани объясняют: «Мелкие и незначительные, на первый взгляд, проступки служили сигналом для осуществления тяжких преступлений».

Цепная реакция была остановлена. Насквозь криминальный Нью-Йорк к концу 1990-х годов стал самым безопасным мегаполисом Америки.

Волшебный стоп-кран сработал.

 

 

 

значит Профессор Преображенский был неправ? разруха должна кончится вокруг а потом она кончится в головах?

  • Плюс 5
  • Минус 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...
Незакрепленные сообщения

у меня тоже есть Человек в милиции, именно Человек, вот так, Большой Буквы. Отнюдь не все гнилые, всё же есть, и, среди них, вполне хорошие люди. ИМХО. Люди радеют именно за Порядок, Законы, и пыжатся в меру своих сил... А Система, тварь, не позволяет.

 

у меня среди Родственников и Друзей тоже есть такие. Но я не уверен, что они такие-же клевые к остальным гражданам...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

угу

было дело много лет назад... посигналил мне один уродец, то ли я замешкался, то ли чо, карочи стартанул не в первую наносекунду после того, как фотоны зеленеюще-желтого достигли сетчатки глаза. а я чото никуда не торопился, ну и заглушил машинку, включил аварийку, дернул капот и пошел проверять, как там у меня жидкость в бачке стеклоомывателя поживает? а вдруг щас стекло испачкается - большой птыц какой-нибудь обосрет лобовуху подливой, к примеру, а мне помыть нечем? а я ж должен начинать движение только после того, как убежусь в безопасности оного...

ой, что было!!! Сначала этот алень от скуки походу решил проверить, как долго проработает его гудок, если непрерывно подавать на него напряжение. Потом он начал выкрикивать какие-то лозунги в окно. потом еще раз протяжно и натужно пернув мозгом бибикнув, параллельно продолжая агитацию, врубает заднюю и стартанув с пробуксовками... влетает задней частью автомобиля, в простонародии именуемой "жопой", в подкатившуюся сзади абсолютно безвинную шестерку. закрываю капот и иду к водителю шестерки, предлагать свои услуги в качестве свидетеля. ну гайцу следы на асфальте явно показали, кто где и сколько раз приседал, такчо меня даже и не дергали...

 

ибо не надо торопиться!

 

 

 

 

 

п 9.6 ПДД

 

 

 

далее п. 8.1.

 

 

 

не пускай, а если лезет - зажмуривайся и бей в бочину )))

 

обгон на мостах запрещен, и в туннелях, и путепроводах,и дор развязках....
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

проедь по дороге мимо гор свалки там насверлили дырок по оси дороги, казалось бы все правильно. но не поставили ограждение и дырки просто остались, так вот траектория в одном месте вообще выводит оба колеса как бы на встречку при этом никто никому не мешает. может стоит посмотреть на траекторию следов авто и дороги размечать чтоб водителям было удобно ... спорное конечно утверждение.... но ИМХО иногда справедливое)

 

А кто обещал там ограждение поставить? И дырки слишком часто для ограждения насверлены. Есть такая метода на Западе - делаются либо выступы , либо ямки на разделительной, для того, чтобы водитель, выехавший на разделительную линию , по тряске своего автомобиля понял, что он находится на середине дороги и нужно принять правее. Дырки насверлены точно по оси дороги и пофиг на Вашу траекторию - она должна соответствовать не Вашим "осчусчениям", а траектории самой дороги. Изменено пользователем alnik
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

+1

также всегда делаю по возможности (при этом оценивая, не создам ли другим помеху)

 

 

и также часто было, что и меня пропускают :give_heart:

 

на дороге всеже больше встречаюсь с взаимоуважением, нежели с хамством :yes:

 

ну вот много кому наверно приходилось стоять в парукилометровой пробке в районе чвакууша и шагла,вечером,на переезде ж/д, когда моста ишо не было, а я живу в том районе, каждый вечер еду домой, каждый вечер стою в пробке, и каждый вечер кто то торопиться кудато обгоняя по обочине, один за одним едут, и с каких я их должен пропускать? где порядочность или солидарность, они обогнали,всех, поворотничек, пропусти пожалуйста... я вообще неагрессивный, и всегда всех пропускаю когда выезжает откуда кто нить, ну разные ситуации бывют, ну а вот такие, эт форменное хамство.... имхо.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот ещё иллюстрация (сфотано сегодня) к теории, внешне порядок наведён (разметка), но в головах.........................................

 

рисовать разметку тоже с головой надо, а не просто так кисточкой помахать. есть достаточно много место, где ее нарисовали абсолютно по-дурацки. ну или дорога по правому краю разбита и все кто там едет смещаются левее.

да и опять же привычка к этому порядку нужна и порядок должен быть всегда, а не возникать изредка.

Изменено пользователем Hairy
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто обещал там ограждение поставить? И дырки слишком часто для ограждения насверлены. Есть такая метода на Западе - делаются либо выступы , либо ямки на разделительной, для того, чтобы водитель, выехавший на разделительную линию , по тряске своего автомобиля понял, что он находится на середине дороги и нужно принять правее. Дырки насверлены точно по оси дороги и пофиг на Вашу траекторию - она должна соответствовать не Вашим "осчусчениям", а траектории самой дороги.

 

на мередиане сделали ограждение в то же время таже магина сверлила, только там поставили а тут деньги кончились. так что думаю именно под ограждение сверлили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...