Перейти к содержанию
Форум Челябинских Автомобилистов

Почему Tata Nano никогда не станет автомобилем, или печальная правда о лоу-костерах


Рекомендуемые сообщения

RTR25RIY_400.jpg

Первый «сверхдешевый» автомобиль прогорел – причем прогорел в буквальном смысле слова. Индийская Tata объявила о полномасштабном отзыве своих машин Nano из-за опасности их самопроизвольного возгорания. Дилеры Tata будут ремонтировать все 70 000 компактов, проданных за последние полтора года.

В современном мире отзыв автомобилей – сродни походу к стоматологу, случается с каждым. Почему же я обратила внимание на этот случай? Это первый отзыв для «самого дешевого автомобиля в мире» (по цене около $2500), породившего целое направление в автоиндустрии.

Среди крупнейших автоконцернов крохотная Nano вызвала серьезный переполох: почти сразу после запуска малолитражки в серию производители один за другим объявляли о том, что тоже представят в ближайшее время свои варианты лоу-костеров. В этом смысле Nano – одна из самых ярких звезд на автомобильном небосклоне. Но после нынешней вспышки Nano уже не будет прежней. А дело все в причине возгорания нано-мобилей.

Ведь загорались они не сам по себе и не от того, что производитель ошибся в чем-то при сборке. Другими словами, это не заводской брак. Случаи, которые уже неоднократно были зафиксированы владельцами Nano, говорят о том, что возгорание автомобилей – результат установки на автомобиль дополнительного электрооборудования (сигнализации, магнитолы...).

Это и есть тот самый риск, о котором долго предупреждали эксперты. Новое поколение ультра-лоу-костеров, в том числе и Nano, стоит дешево именно потому, что по сути это «недоавтомобили». И превращение их в настоящие автомобили, оказывается, может быть опасно для жизни. В свое время, когда A.T. Kearney делала крупное исследование, посвященное лоу-костерам в разных странах мира, мы говорили по этому поводу с директором ее московского представительства Евгением Богдановым. Меня тогда весьма заинтересовала одна деталь: по словам Богданова, когда конструируют «сверхдешевое авто», то с самого начала танцуют от цены. И чтобы она в конечном счете могла быть низкой, то еще при конструировании в машину в принципе не закладывают технологических возможностей апгрейда – в виде печки, ABS, сигнализации и прочего «фарша». То есть, по сути «сверхдешевый» обречен быть запертым в своей нише. В этом смысле возгорание Nano – лишь еще одно доказательство этого тезиса.

Интересно, что тольяттинская «классика» – в своем роде лоукостер поневоле – принципиально отличается от «сверхдешевых» нового поколения. Даже у самой плохонькой «пятерки» есть и печка, и аудиподготовка. Дешевизна заднеприводных «жигулей» связана с возрастом конструкции, и, что еще важнее, с возрастом того оборудования, на котором собирают автомобили. Многие станки, которые выпускают комплектующие для «классики», уже давно отработали свой ресурс. Но чтобы автомобиль не дорожал, «АвтоВАЗ» никогда не обращал на старость этой техники внимания, а поставщик комплектующих (во многих случаях то же юридическое лицо) оставлял фиксированно низкую цену.

Парадокс в том, что мы сами отказываемся от того, над чем другие в мире только работают: ведь если сравнивать две модели, окажется, что у нас уже есть своя Nano, да еще и превосходящая по техническим характеристикам индийский автомобиль. Иномарка только внешне смотрится эффектней. И, конечно, в какой-то момент, если бы ВАЗ принял решение сохранять заднеприводные «жигули»,  в оборудование все равно инвестировать пришлось бы. Не вечно же собирать машины на старых станках.

Правда, делать это логичнее было бы не в России – у нас «сверхдешевые» автомобили, если смотреть на динамику продаж, не особо нужны, – а там, где на такие машины есть спрос. Но для продвижения нашей продукции за пределами страны нужно прикладывать усилия и тратить деньги, а сейчас рассчитывать на такую активность не приходится. Некому у нас этим заниматься, не французам ведь. А потому в скором времени отыскать «классику» можно будет разве что в Египте. На перспективных рынках (в Индии, в Китае) возникнут свои лидеры в этой нише – пусть даже самовозгорающиеся.

А в отношении импортных «нан» теперь, по крайней мере, есть ясность. Если молодые производители из Индии, Китая (или все-таки России) и выйдут на мировые рынки со своей продукцией, то это будет уже другой продукт. От «сверхдешевого» чудес ждать не стоит.

 

http://www.slon.ru/bitrix/templates/include/images/logo_export.pngЗакат сверхдешевой

Почему Tata Nano никогда не станет автомобилем, или печальная правда о лоу-костерах

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать

Вы сможете оставить комментарий после входа в



Войти
  • Сейчас на странице   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...