spo Опубликовано 30 мая, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 30 мая, 2010 Шеф для ребенка как фактор повышения резилиенса, или Кое-что о жизнестойкости Зачем ребенку нужен шеф? И нужен ли шеф вообще? Все-таки, шеф – не семья. Это какой-то посторонний взрослый, который пишет время от времени письма. Присылает посылки. Его роль в жизни ребенка не совсем понятна. Да и вообще, играет ли в жизни ребенка присутствие постороннего взрослого какую-то роль? Вообще говоря, в жизни детдомовских детей много людей «посторонних». Воспитатели, учителя, весь персонал детских домов и интернатов – люди в каком-то смысле «посторонние». Ну уж во всяком случае, не родные. Но у всех вышеперечисленных людей есть какие-то определенные функции. Понятно, что учитель – учит. Воспитатель – воспитывает. Ну если и не воспитывает, то, по крайней мере, поддерживает дисциплину, и на худой конец пытается занять ребенка чем-то невредным. А вот какова функция шефа? Что, собственно, дает ребенку наличие шефа в его жизни? Если не брать в расчет интересные письма и приятные подарки? В этой небольшой статье я хочу изложить некоторые взгляды на то, почему те дети, которым повезло найти шефа, находятся в более благоприятной ситуации, чем их «неподшефные» товарищи. Почему присутствие всего-навсего одного, совершенно поначалу постороннего, и живущего вдали от ребенка человека, может самым существенным образом повлиять на дальнейшую жизнь ребенка. Может стать тем фактором, который сыграет весьма позитивную роль в способности ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни. В некоторых странах, например, Великобритании, США и Франции, в системе социальной помощи детям-сиротам широко используется термин «резилиенс». В сущности, вся система мероприятий по поддержке кризисных семей, и по созданию благоприятных условий для развития ребенка в трудной жизненной ситуации (каковые мероприятия заменяют в странах более социально цивилизованных запихивание ребенка в детский дом), базируется на принципе этого самого «резилиенса». Означает это красивое слово весьма простую вещь. В переводе на русский, это слово означает что-то вроде «упругости» - т.е. «способности материала возвращаться в исходное состояние». При чем же тут дети? А вот при чем. В английской, например, социальной практике есть такое понятие – «ребенок с высоким резилиенсом». Ребенок, который, несмотря на все им пережитое – потерю близких, отсутствие надлежащего ухода, пренебрежение его нуждами, иногда физические лишения, унизительное чувство ненужности и брошенности – тем не менее, сохраняет способность и, главное, желание жить дальше, желание радоваться жизни, силы для развития и свершений. Как пружинка, которая, растянувшись, и пережив напряжение порой на пределе возможностей, все же возвращается в исходное упругое состояние. Наверное, это можно назвать «жизнестойкостью». И что же, это какие-то особые дети? Откуда в них это «волшебное» качество – высокий резилиенс, эта жизнестойкость? Может быть, это заложено в генах? Или каким-то иным способом ребенок приобретает либо не приобретает это качество с рождения? Удивительно, но многолетние исследования на тему показали, что подобное качество в людях не является врожденным. Это качество – резилиенс, способность «упруго» реагировать на удары судьбы, не ломаться, не терять воли к жизни и желания что-то достигать - зависит от некоего набора внешних факторов. Какие же факторы могут сыграть свою роль? Ничего «загадочного», набор этих факторов достаточно банален. Если ребенок ходит в хорошую школу, и ему там нравится – это плюс в его копилку «жизнестойкости». Если есть хорошая инфраструктура, и ребенок с детства чем-то занимается – в секциях и кружках, тем, что ему нравится – это повышает его общую жизнестойкость, закладывает некий «запас» на будущее. Там перечисляется еще сколько-то факторов, по поводу благотворного влияния на формирование личности вряд ли кто-то станет спорить – душевная привязанность, высокая самооценка, социализированность и т.д. Прекрасный набор факторов здорового развития. Только чем же это все может помочь ребенку, который живет за забором казенного учреждения, и имеет те «факторы», которые имеет? Дело в том, что в этом списке есть один фактор, влияние которого оценивается весьма высоко. Звучит очень просто – «один поддерживающий взрослый». Всего один. Не родитель, не родственник – просто человек, который заинтересован в ребенке. Который его поддерживает. Что значит «поддерживает»? Не «тянет одеяло на себя», не старается «вытянуть» ребенка туда, куда самому нравится, а чуток и внимателен к нуждам и чаяниям самого ребенка. Тот, кто способен понять ребенка, его маленькие радости и его большую душевную боль. Тот, кто не будет ни «жалельщиком», ни «ментором», но станет другом, поддержкой, опорой и, может быть, духовным наставником. Один поддерживающий взрослый. В этом есть определенная магия. Ребенок может жить заброшенным и запущенным. Его могут игнорировать, или дразнить, или ругать. На нем могут поставить крест. Но вот чей-то взгляд упал на ребенка, как луч прожектора, выхватывающий малую толику из мрака ночи. Упал, задрожал и… вдруг – задержался. Не перескочил на что-то другое, не скользнул мимо, а остался, и продолжает светить. Сначала неожиданный свет ослепляет, и может быть, даже раздражает. Потом глаза к нему привыкают, и становится любопытно – а как это, при свете? Все немного по-другому… А потом этот свет становится необходимым и желанным. И возникает страх – а вдруг он исчезнет. И приходит злость – ну если ты исчезнешь, так исчезай поскорей! Но если этот свет не исчезает, и тот, кто взял на себя смелость, остается смелым, то свет становится уже не просто частью жизни. Он становится смыслом и насущной потребностью. И рано или поздно происходит еще одно чудо – тот, на кого упал луч света, сам начинает светить другим. Для того, чтобы стать Одним Поддерживающим Взрослым, нужно не так уж много. Всего один лист бумаги, всего одна ручка и один конверт. И уверенность в том, что для того ребенка, который получит письмо, это очень важно. Под конец – небольшая рекомендация для тех, кто мог бы стать шефом ребенку из детского дома. Иногда об этом размышляют и в целом готовы писать письма детенышу, большому или маленькому, здоровому или не очень, живущему где-то далеко. Но останавливает мысль – «а нужно ли ему это? И что я могу дать – я, не очень сильный, не очень-то, может, успешный, не очень веселый, обремененный кучей своих проблем, самый обычный человек? Я не знаю ни подходов к детям, ни методик развития, ничего особенного, чему я мог бы научить ребенка в письмах». А дело в том, что шеф не должен быть каким-то «особенным». И «давать» ничего такого, специального, он не должен. Потому что ни стокилограммовые посылки с нужными и красивыми вещами, ни диски и ни книги не дают того, что может дать человек человеку – интереса к его неблестящей, повседневной жизни, к его радостям и огорчениям. Интереса человека к человеку. Татьяна Губина, психолог, специалист по семейному устройству детей, много лет проработала в московском дд №19, а сейчас работает в дд №37. Занимается подготовкой семей до принятия ребенка, сопровождением знакомства, консультированием семей с детьми. http://www.invisible-children.org/nadezhda.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
spo Опубликовано 30 мая, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 30 мая, 2010 Ресурсы по теме: 1 http://www.invisible-children.org/sheff.html 2 http://www.volonter74.ru/projects/friend 3 http://sheff.mybb.ru форум шефов Для того, чтобы стать шефом, нужно на ресурсе №2 выбрать ребенка, с которым вы бы хотели переписываться, написать письмо координатору этого детского дома, отправить анкету шефа (прикрепляю). Нужно также ознакомиться с кодексом шефа.анкета шефа.docкодекс шефа.docрекомендации по шефству.doc Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Димариканец Опубликовано 30 мая, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 30 мая, 2010 Когда первый раз прочитал про проект,было спонтанное желание-написать! Во что бы то ни стало! Помочь кому-то.Но останавливает до сих пор прочтенное где-то в описании,что перед тем как сделать этот шаг,надо подумать,а на сколько велико это желание? Не пройдет ли оно через месяц-два-три...ведь для того,кому было желание помочь сейчас,в дальнейшем пропаданием этого своего желания можно причинить боль...и как она в дальнейшем откликнется в судьбе ребёнка,не стоит даже гадать... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
spo Опубликовано 31 мая, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 31 мая, 2010 Конечно, желательно переписываться с вашим подшефным долго. Думаю, что 2-3 письма в месяц - реально для каждого. Но ситуации бывают разные. Если вы по каким-то причинам не сможете продолжать переписку, необходимо предупредить об этом вашего подшефного, чтобы ребенок не ждал. В этом случае можно написать так: Обстоятельства складываются так, что я не смогу тебе больше писать. Мне нравилось с тобой переписываться, но иногда не все складывается как мы хотим. Желаю тебе всего самого хорошего, найди себе нового шефа. ..... Хочу заметить, что разница в возрасте между вами и вашим подшефным долна составлять минимум 10 лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mini-жипаводек Опубликовано 31 мая, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 31 мая, 2010 был опыт помощи в приюте лет 15 назад с тех пор осталось желание помочь хотя бы одному ребёнку в этом мире если шефство сделает чью-то жизнь лучше, то почему нет? скачала анкеты Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
spo Опубликовано 7 июня, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 7 июня, 2010 Заполнила анкету шефа. С замиранием сердца жду когда мне дадут подшефного. Формулирую, о чем буду писать первое письмо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mini-жипаводек Опубликовано 8 июня, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 июня, 2010 подшефного сам выбираешь на сайте я уже письмо написала, сейчас пойду отправлю мальчику в Снежинск Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
vsv Опубликовано 8 июня, 2010 Жалоба Поделиться Опубликовано 8 июня, 2010 Но останавливает до сих пор прочтенное где-то в описании,что перед тем как сделать этот шаг,надо подумать,а на сколько велико это желание? Не пройдет ли оно через месяц-два-три...+ милион. И какому-нибудь пацану в каком-нибудь детдоме не объяснишь, что было много работы, завертелся, текучка и т.д. сори зайка не успел написать письмецо полгода.. Заполнила анкету шефа. С замиранием сердца ждуА с Вашим ником вообще браться за эту работенку не посоветую. Если что - я совершенно не против непостоянства, особенно у девушек/женщин, и даже Заказчикам иногда прощаю,но я взрослый сильный мужчина, которого трудно травмировать (и.в в. морально, поскольку физически легко, как практически всех), пожалуйста не обижайтесь но - детей там кормят, одевают, чему-то учат. А непостоянства и вероломства взрослых они и так уже хватили сверх всякой меры.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
spo Опубликовано 11 июня, 2010 Автор Жалоба Поделиться Опубликовано 11 июня, 2010 А с Вашим ником вообще браться за эту работенку не посоветую.Если что - я совершенно не против непостоянства, особенно у девушек/женщин, и даже Заказчикам иногда прощаю,но я взрослый сильный мужчина, которого трудно травмировать (и.в в. морально, поскольку физически легко, как практически всех), пожалуйста не обижайтесь но - детей там кормят, одевают, чему-то учат. А непостоянства и вероломства взрослых они и так уже хватили сверх всякой меры.. А я непостоянна в своем непостоянстве. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти