Design_Nick Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 (изменено) http://expert.ru/rus_business/2006/03/videorynok/print Yahoo! и бутылка ромуЛев Никитин В России начался новый виток борьбы с нелегальными DVD. Чтобы преуспеть в ней, правообладатели должны овладевать новыми технологиями быстрее пиратов http://expert.ru/images/expert/2006/09/expert_09_001.gif Кольцо вокруг российских видеопиратов сжимается. Что ни день, на экранах телевизоров появляются репортажи о рейдах милиции на «точки» с нелегальными дисками. Причем одними лишь рейдами и показательными акциями дело не ограничивается. По данным следственного комитета МВД, за 2005 год было зафиксировано 2924 преступления по статье 146 Уголовного кодекса («Нарушение авторских прав»), по которой чаще всего и обвиняют видеопиратов. И по сравнению с 2004 годом число зарегистрированных преступлений увеличилось на 52,5%. На общественное мнение упорно давят и иностранные организации. В середине февраля IISA (International Intellectual Property Alliance, Международная ассоциация правообладателей) обнародовала оценки, согласно которым ее члены в прошлом году потеряли в России от видеопиратства более 260 млн долларов. В борьбу с нелегалами включился и голландский ИТ-концерн Philips. В середине февраля он направил компаниям, занимающимся производством и распространением DVD в развивающихся странах, информационное письмо, в котором указывал на необходимость получения лицензии на производство дисков и отчисления роялти. Несколько таких писем попали и в Россию — их получили и заводы, штампующие DVD, и их заказчики. Итак, под массивным прессингом оказались и продавцы, и производители нелегальных DVD. На первый взгляд кажется, будто жизнь пиратов осложнилась настолько, что выпускать нелегальные DVD станет действительно невыгодно. Однако более подробное исследование ситуации показало, что экономических стимулов роста продаж легальной продукции нет. Как ни парадоксально, иногда этому способствуют и сами правообладатели. Требуем роялти Вмешательство в жизнь пиратов Philips, владельца портфеля патентов на технологию DVD, — случай для российского рынка уникальный. Как рассказали «Эксперту» в департаменте интеллектуальной собственности и стандартов Philips, единственной целью письма было проинформировать всех, кто так или иначе связан с производством дисков, что для их производства требуется получить лицензию Philips. Лицензия подразумевает отчисление роялти с каждого диска в размере нескольких центов. Сейчас лицензию Philips в России имеют всего восемь компаний, причем на производство DVD — только две. Между тем CD и DVD в нашей стране производят несколько десятков предприятий. По словам представителей компании, письмо не носило официального характера и не содержало каких-либо обвинений и угроз. Хотя текущая ситуация позволяет обратиться в правоохранительные органы. Кому принадлежит DVD Нынешний DVD (Digital Versatile Disc, универсальный цифровой диск) — детище множества компаний. Первоначально за право сделать свой формат диска универсальным и общеобязательным боролись два отраслевых консорциума: первый возглавляли Philips и Sony, другой — JVC, Matsushita (владелец марки Panasonic) и Toshiba. К середине 90-х оба альянса сумели договориться и представили единую спецификацию DVD вместимостью 4,7 Гб. В ноябре 1996 года в Японии поступил в продажу первый DVD-плеер, тогда же был отпечатан первый DVD-фильм, которым стал «Twister» («Смерч» в русском прокате). Но это касалось только «штампованных» DVD — дисков, которые производятся уже с записью. Через несколько лет встал вопрос принятия стандарта записываемых DVD. В отрасли разразилась изнурительная «война форматов» между DVD+R(W) и DVD-R(W). Она закончилась лишь в 2002─2003 годах, причем довольно бесславно: устав от бесконечных согласований, вендоры предпочли делать универсальные приводы, поддерживающие оба формата, а на рынке появились чистые диски обоих типов. Интересно, что в 2003 году китайские производители DVD, заручившись поддержкой правительства, объявили о начале разработки собственного формата — EVD (Enhanced Versatile Disc, улучшенный универсальный диск), свободного от лицензионных отчислений. Правда, проект «великого китайского диска» провалился — без поддержки поставщиков контента, то есть кинокомпаний, продвинуть формат было невозможно. Поэтому «свободной» альтернативы DVD так и не появилось, и роялти за право производить DVD-продукты сегодня помимо Philips получает целый ряд игроков, среди которых Hitachi, Matsushita, Mitsubishi, JVC, Pioneer, Sony, Thomson, Time Warner и Toshiba. И сегодня, в преддверии перехода на новое поколение дисков — Blu-ray и HD DVD, многие из них озаботились получением роялти с развивающихся рынков. Да и на международном уровне ситуация в области лицензирования DVD-продуктов весьма непроста. Как признались в самом Philips, единого центра выдачи лицензий на DVD сейчас не существует. Поэтому, например, штамповка DVD лицензируется базирующейся в Японии DVD FLLC (Format/Logo Licensing Corporation, Корпорация по лицензированию DVD-формата и логотипа), производством записываемых носителей форматов DVD+RW и DVD+R ведает непосредственно Philips, а для производства «железа» — DVD-плееров и рекордеров — могут потребоваться лицензии еще ряда компаний. Сложившаяся ситуация — результат того, что DVD (Digital Versatile Disc, универсальный цифровой диск) имеет множество «родителей» (подробнее см. «Кому принадлежит DVD»). В России сами носители попали в поле зрения правообладателей впервые, обычный объект борьбы с пиратством — контент, то есть фильмы. Именно в их нелегальном распространении международные организации чаще всего обвиняют Россию. А наши граждане предпочитают покупать пиратское. И их можно понять. Лицензионные диски в несколько раз дороже пиратских, а переплачивать за красивое оформление и бонусы вроде «фильма о фильме» хочется не всем. Как ни странно, есть у «пиратки» и преимущества. Во-первых, отсутствие регионального кодирования. (Региональное кодирование — еще одна попытка в борьбе с пиратством. Весь мир производители разделили на шесть регионов и «зашили» их коды в DVD-проигрыватели так, что диск, купленный в одном регионе, нельзя проигрывать на плеере, купленном в другом. Таким образом, даже легальный диск, приобретенный, например, в США или Западной Европе, нельзя посмотреть на «российском» плеере.) Во-вторых, и это главное, — пиратские диски раньше появляются на прилавках. Если для западных кинокомпаний стандартный срок между выходом фильма на экран и появлением DVD-версии — четыре-шесть месяцев, то пиратские диски в России начинают продаваться одновременно с премьерой фильма, а часто и раньше. К настоящему времени в России сложился полноценный рынок пиратской видеопродукции, сильный и отлично организованный. Роман Карпов, генеральный директор студии Art Pictures Production, принимавшей участие в выпуске «9 роты», сетует: «Сейчас в России процветают не только не сертифицированные обладателями прав на DVD производства, но и массовая печать 'серых' тиражей, когда с утра на заводе печатается пятьдесят тысяч лицензионных дисков, а после обеда на тех же линиях и матрицах допечатывается еще миллион нелицензионных дисков». Показательна и ситуация конца осени прошлого года, когда на время визита западной комиссии по делам пиратства в Москве как по команде буквально за день закрылись все пиратские «точки», чтобы через несколько дней так же синхронно открыться снова. Роман Карпов не удивляется: «Бороться с пиратством сегодня в России не выгодно никому, у правоохранительных органов есть дела поважнее». Дешевый диск Силовыми методами проблему пиратства снять не удается. Не помогают и убеждения. Миллионы покупателей пиратских дисков не испытывают угрызений совести. Их точку зрения выражает президент фонда «Прагматика культуры» Александр Долгин: «Почему, экспортируя продукцию в страны с низкой платежеспособностью населения, мейджоры держат цену, как для богатых? Почему не прибегают к скидкам? Ведь понятно, что для среднеобеспеченного европейца пятнадцать долларов за DVD — это малый процент от его свободного бюджета, а, например, для украинца это вся его месячная квота на культуру. Себестоимость диска такова, что его можно было бы с выгодой продавать малообеспеченным слоям за три-четыре доллара, успешно вытесняя пиратов. Однако вместо этого держатели прав настоятельно требуют, чтобы людей сажали в тюрьму. Ясно, что копирайт регулируется не по совести, а в угоду циничному перекачиванию богатств между народами. Это видно из ситуации с фольклором. Почему авторские права на него не защищены? Почему копирайт действует начиная с точки отсчета, выгодной корпорациям, например 'Диснею'?» В 2004 году производители услышали «глас народа» и попытались продавать дешевые легальные DVD. Первой массовую легальную копию фильма «72 метра» по низкой цене выпустила Первая видеокомпания. По словам ее главы Екатерины Павловой, «объемы продаж по этому и другим подобным проектам выросли в десятки раз, лицензионный продукт практически полностью вытеснил пиратский». Есть аналогичный опыт и у Art Pictures Production. По словам Романа Карпова, выпуск лицензионной «9 роты» в упрощенной упаковке по цене менее 100 рублей почти одновременно с премьерой фильма позволил отсечь пиратов и получить неплохой доход. В сентябре прошлого года прибегнуть к экономическим мерам решили и крупные западные кинокомпании Warner Home Video и Universal Pictures International. Гиганты решили бить пиратов их же оружием: цена лицензионных дисков не должна была превышать двух с половиной долларов, а традиционное эмбарго между премьерой фильма и DVD-релизом уменьшилось до одного месяца. Запуская проект дешевых DVD, президент Warner Home Video Джим Кордуэлл сказал: «Экономики Китая и России бурно развиваются. Надеемся, что, предложив высококачественный доступный продукт, мы сможем откусить пиратский кусок. Мы гордимся работой с Universal и их помощью в развитии легальных рынков, что благоприятно повлияет на Голливуд, местных продавцов дисков и любителей кино». Однако путь, избранный многими новоявленными борцами с пиратством, лишь осложнил ситуацию. Дело в том, что значительная часть фильмов на легальных «DVD за три доллара» была выпущена с сознательно ухудшенным качеством. Это касается и звука, и картинки. Например, вместо двуслойного диска формата DVD-9 фильм записывается на однослойный DVD-5, что существенно ухудшает качество изображения. А звук вместо стандартного для DVD формата 5.1 (пятиканальный «объемный» звук Dolby Surround) часто записывается в форматах 2.1 и 2.0 (стереозвук, почти как у обычной видеокассеты). По замыслу правообладателей, такие «ограничения» должны были служить инструментом ценовой дискриминации: богатые обладатели домашних кинотеатров должны были продолжать покупать полноценные релизы с пятиканальным звуком и качественной картинкой, не зарясь на дешевые диски, предназначенные для нетребовательных к качеству покупателей «пиратки». Конец диверсанта Бороться с файлообменными сетями подчас пытаются весьма экстравагантным образом. Пару-тройку лет назад американская компания Overpeer делала бизнес на том, что предлагала правообладателям забавную услугу. Владея несколькими серверами, Overpeer наводняла файлообменные сети некачественными или испорченными файлами. Поскольку технически скачивание в такой сети идет сразу из многих источников одновременно, пользователю достаточно было получить лишь небольшой испорченный фрагмент, чтобы целый фильм превращался в бессмысленную груду байтов. Даже если этого не происходило и файл открывался, при просмотре в самом интересном месте мог пропасть звук или изображение. По замыслу Overpeer, со временем все это должно было пользователям надоесть и вынудить их пойти в магазин за легальным диском. Но вместо этого произошло лишь перераспределение сил между сетями: крупнейшие файлообменники ввели систему рейтингования и проверки целостности распространяемого контента. В итоге сети eDonkey/eMule и BitTorrent, сработавшие наиболее оперативно, стали лидерами файлообмена, а когда-то прославленные Kazaa и Gnutella пришли в упадок. Бизнес Overpeer, лишившись технологической основы, тоже быстро пошел на спад, и в декабре прошлого года компания была закрыта. Между тем и BitTorrent пришлось пойти на уступки. В прошлом году Motion Picture Association of America (Ассоциация американских киностудий) договорилась с разработчиком BitTorrent Бремом Коэном о том, чтобы крупнейшие поисковики в его сети не выдавали ссылок на нелегальный контент. Но именно тут кинокомпании сильно прогадали. Этим шагом они не только не уменьшили количество пиратской видеопродукции, но и подорвали доверие к легальной. В то время как качество легальных дисков ухудшалось самими правообладателями, значительная часть нелегальной продукции, наоборот, постепенно мигрировала на DVD-9, пятиканальный звук и становилась все более качественной. Сегодня ситуация такова, что «лицензионность» диска больше не гарантирует высокого качества звука и видео. Поэтому среднестатистический российский потребитель, нарвавшийся на низкокачественную легальную копию, скорее всего надолго разочаруется в столь активно рекламируемых преимуществах легального продукта. Впрочем, торговцы дисками приветствуют появление доступных легальных копий. На прошлой неделе автор этой статьи оказался в одной из «точек» недалеко от редакции, над входом в которую красовалась яркая надпись: «Любые DVD за 100 рублей». Продавцы наперебой хвастались новым поступлением: лицензионной копией «Дневного дозора» за те же 100 рублей. Но вот звук на диске оказался не на высоте — обычное двухканальное стерео, как на видеокассете, и покупка не состоялась. Угроза из сети В последнее время и у легальных продавцов дисков, и у пиратов во всем мире появилась общая угроза: файлообменные сети. Это интернет-сообщества любителей фильмов (или музыки, или игр), которые обмениваются ими между собой. Наиболее популярны сети eDonkey/eMule или BitTorrent. Что заставляет пользователей файлообменников выкладывать в сеть контент? Во-первых, стремление полноценно пользоваться ресурсами сети: большинство из них устроены по принципу «сколько скачал, столько и отдай» — и жадину, не желающего делиться файлами с соседями, могут быстро отлучить от трекера (сервера, координирующего работу файлообменной сети). Во-вторых, и это немаловажно, стремление «показать» понравившийся фильм соседям по файлообменнику и стать хотя бы на время центром внимания сообщества. Фильм в цифровом виде занимает несколько гигабайт. Поэтому обмен фильмами стал возможен только после массового распространения широкополосного доступа в интернет. Уже сейчас пользователь даже российской домовой сети средней руки может скачать фильм в полноценном DVD-качестве всего за сутки. Понадобится ему для этого лишь широкий канал, выгодный безлимитный тариф и специализированная программа-клиент, которую можно бесплатно скачать из интернета. Правообладателям бороться с файлообменными сервисами даже сложнее, чем с пиратами, штампующими диски. Дело в том, что контент в файлообменной сети можно выкладывать анонимно, а для прекращения ее работы недостаточно закрыть центральный сервер: функционирование сети поддерживается десятками и сотнями распределенных серверов, а сами файлы хранятся лишь на компьютерах самих пользователей. Хотя в США прошел ряд показательных судебных процессов над любителями бесплатной музыки и фильмов, в большинстве других стран, включая европейские, интернет-пираты пока что в относительной безопасности (об экзотических способах борьбы с файлообменными сетями см. «Конец диверсанта»). Между тем именно в сети кроется возможность если не победить, то значительно уменьшить видеопиратство и, следовательно, увеличить доходы обладателей прав на фильмы. Ведь фильмы в интернете можно продавать, и это уже начинают делать такие гиганты, как Yahoo! и Google, предлагающие скачать копию фильма. А крупная кинокомпания Warner Bros в ближайшее время начнет распространять в Европе копии своих фильмов через файлообменную сеть за плату. Как рассказал «Эксперту» Сергей Орловский, генеральный директор крупнейшего российского разработчика игр (отрасли, также страдающей от деятельности пиратов), цифровая дистрибуция удобнее для потребителя — ему не надо запоминать название фильма, вставать из-за стола, одеваться, идти в магазин и рыться в сотнях дисков. Достаточно просто кликнуть на ссылку в интернете и заплатить несколько долларов. Кроме того, таким образом можно распространять и «кино не для всех». Ведь малый тираж часто невыгодно печатать на DVD. Но пока большинство желающих воспользоваться цифровой дистрибуцией вынуждены качать пиратский контент: легальные онлайновые видеомагазины пока только появляются. Изменено 12 марта, 2006 пользователем Design_Nick Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RazzoR Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 Кстати, если у кого будет пробегать "Бумер. Фильм второй" на DVD, то дайте знать Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mike Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 Кстати, если у кого будет пробегать "Бумер. Фильм второй" на DVD, то дайте знать а ты его закажи Контусу! :-D Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kontus Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 Ну что можно сказать на это, приходили, 3000 взяли, сказали что бы не боялся. Вот и весь рейд Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
LuCaS Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 Кстати, если у кого будет пробегать "Бумер. Фильм второй" на DVD, то дайте знать Знакомые смотрели - определённая часть любимого коня любимой лошади Будёного Смотреть только если на ДВД и только на халяву!В некоторых случаях пиратство помогает съэкономить Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Mike Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 Ну что можно сказать на это, приходили, 3000 взяли, сказали что бы не боялся. Вот и весь рейд а они у тебя быстро отрабатываются?если да,то будет еще некоторое время этот "бизнес" жить.то же с ворованными телефонами на радиорынке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Alexxus Опубликовано 12 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 12 марта, 2006 По мне так прощё в кино сходить - и дешевле и приятнее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
kontus Опубликовано 13 марта, 2006 Жалоба Поделиться Опубликовано 13 марта, 2006 а они у тебя быстро отрабатываются?если да,то будет еще некоторое время этот "бизнес" жить.то же с ворованными телефонами на радиорынке.За 2-3 дня Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Пожалуйста, войдите, чтобы комментировать
Вы сможете оставить комментарий после входа в
Войти